Из опыта работы воспитателя Калиниченко Ольги Анатольевны
27.10.2022
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием технологии опытно-исследовательской деятельности для детей средней группы «Невидимка-воздух»
Задачи: Образовательные: - подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; - дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; - способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; - способствовать формированию у детей познавательного интереса; - обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; - учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов. Развивающие: - развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность; - развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности; - развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитательные: - воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; - воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде, - воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами. Используемые технологии: - технология исследовательской деятельности Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты. Предшествующая работа: - наблюдения за ветром; - проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха; - эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка; - изготовление корабликов с парусами, вееров. Оборудование: - полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); - стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей); - мыльные пузыри (по количеству детей); - кораблики из пенопласта с бумажными парусами; - сосуд – «море» для корабликов; -салфетки бумажные (по количеству детей); -веера (по количеству детей); -апельсин, чеснок; -воздушные шары (по количеству детей); Ход занятия Воспитатель:Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку: Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Что это? Дети: Воздух! Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория.(подходят к лаборатории) Воспитатель: Показывает два шарика. Вчера шарики были большие, веселые, а сегодня один шарик большой, веселый, а второй- маленький и грустный. (на шариках нарисованы рожицы: веселый и грустный) Как вы думаете, ребята, почему шарик стал маленьким? (дети предлагают разные версии) Вывод: шарик сдулся. Воспитатель: Давайте ребята повеселимся. Будем с вами надувать шарики. (надуть щёки, бровки приподнять) А теперь покажем какой маленький шарик (щёки втянуть) Ребята, что будет внутри шарика, если мы его надуем? (Воздух) Воспитатель: Тогда, какой будет у нас шарик? (Воздушный шарик). Как воздух попадает в шарик? (Ответы детей) Воспитатель: Его выдыхают (показ выдоха воспитателем) А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем? (Дети предлагают свои варианты) . Раз воздух находится вокруг нас, скажите ребята мы его видим? Дети:Нет не видим. Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух? Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Воспитатель: Ребята, чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Дети: Да. Опыт 1 С полиэтиленовым пакетом Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Дети: Он пуст. Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Дети: В нём нет воздуха. Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Ребята, как люди ещё используют такой «запертый» воздух? Дети: (надувной матрас, спасательные нарукавники, спасательный круг) Воспитатель: Интересно ребята, а внутри человека воздух есть? Давайте проверим? Опыт 2 Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Дети: Выходят пузырьки. Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать? Дети: Мыльные. Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем. «Мыльные пузыри» (под музыку) Воспитатель: Ребята как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей? Дети: Воздух. Воспитатель: Ребята, прав ли Кузя? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Дети: Через нос. Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? Дети: Нет. Опыт 3. С салфеткой. Воспитатель: А с салфеткой видно? Дети: Да. Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер? Игра « Кораблики» Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы. Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Опыт 4. С веером. Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? Дети: В лицо дует ветерок. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Ребята давайте с вами поиграем в игру «Угадай по запаху» Какой запах вам больше понравился? Дети: Апельсин. Воспитатель: Вам бы хотелось дышать все время чесноком? Дети: Нет. Воспитатель: Что вы будете делать почувствовав неприятный запах? Дети: Закроем носы. Воспитатель: Когда вы закроете свои носики, дышать не сможете, можно задохнуться. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут. Рефлексия: Ребята, какие вы сегодня молодцы. Вам понравилось быть учеными? Вы много узнали о воздухе в нашей лаборатории? Наши шарики хотят вам сделать подарок. Подарить своих друзей (воздушные шарики). Нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдем на улицу- дышать свежим воздухом.